• Главная
  • Иконы
  • Икона Святого великомученика и целителя Пантелеимона

Икона Святого великомученика и целителя Пантелеимона

Артикул 96-16
дерево, масло, золочение, 22х17см., Афон
Икона Святого великомученика и целителя Пантелеимона - фото - 6
Икона Святого великомученика и целителя Пантелеимона - фото - 6 Икона Святого великомученика и целителя Пантелеимона - фото - 5 Икона Святого великомученика и целителя Пантелеимона - фото - 4
Автор: Монастырь Святого Пантелеимона на Афоне
Материал: дерево, левкас, масло, золочение
Размер: 22х17см.
Возраст: XIX век
Страна: Греция, Афон
Дополнительные параметры: Научно-исследовательская независимая экспертиза имени П.М.Третьякова. Эксперт О.Р.Хромов
Цена: 6 000 000 pуб.
  • Описание

Монастырь Святого Пантелеимона на Афоне (греч. Μονή Αγίου Παντελεήμονος); также известен как Ро́ссикон (греч. Ρωσσικόν) или Новый Ру́ссик — один из 20 «правящих» монастырей на Святой Горе Афон в Греции. Традиционно считается «русским», хотя по составу насельников стал вполне русским лишь в последней четверти XIX века, когда перешёл под фактический контроль Российской Церкви и российского правительства (вплоть до начала Первой мировой войны).3

Как и все прочие афонские монастыри, будучи патриаршей ставропигией, находится в прямой канонической юрисдикции Константинопольского Патриархата; насельники, по действующей с 1924 года Уставной Хартии Святой Горы, обязаны принимать гражданство Греческой Республики (даётся автоматически при поступлении в монастырь). В настоящее время занимает 19-е место в иерархии святогорских обителей.

 


Святой Пантелеймон в православной традиции на иконах изображается в образе юноши «без бороды, кудрявый» в одеянии, традиционном для изображения целителей — синем хитоне с золотыми нарукавниками, синей рубашке с золотым оплечьем и коричневом плаще, собранном на груди. На левом плече узкая белая лента, подобная диаконскому орарю.

В правой руке мученический крест, в левой — коробочка для лекарств, по форме напоминающие чудотворные реликвии.

При изображении страданий святого Пантелеимона «Ерминия Дионисия Фурноаграфиота» указывает: «был привязан к цветущей маслине и обезглавлен. Из выи его вместо крови текло молоко».

 

Отец Варнава Гефсиманский родился 24 января 1831 года в селе Прудищи Тульской области. Родители Василия, Илья и Дарья Меркуловы, были крепостными крестьянами.

23 декабря 1857 года он становится послушником Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры, и лишь спустя почти десять лет, 20 ноября 1866 года, принимает монашеский постриг под именем Варнава. В 1871 году Варнава рукоположен в иеродиаконы, 10 января 1872-го — в иеромонахи, а еще некоторое время спустя наместник Лавры утвердил его в звании народного духовника Пещер Гефсиманского скита. С этого момента начинается известность Варнавы среди верующих. За его благословением идут паломники из многих уголков России. В свидетельствах современников, с ним общавшихся, содержится много примеров прозорливости старца. В январе 1905 года на исповедь к Варнаве ходил император Николай II.

starec-varnavaВ 1989 году на Архиерейском Соборе поднят вопрос о канонизации иеромонаха Варнавы. После изучения материалов Председатель комиссии по канонизации митрополит Ювеналий доложил Патриарху Алексию II о возможности канонизации старца Варнавы. 30 сентября 1994 года Патриарх направил письмо наместнику Троице-Сергиевой Лавры архимандриту Феогносту, в котором сообщил, что комиссия единогласно пришла к выводу о возможности причисления иеромонаха Варнавы (Меркулова) к лику местночтимых святых Московской епархии в сонме Радонежских святых. В 1995 году, в день Собора Радонежских святых, в Успенском Соборе Московского Кремля Святейшим Патриархом была совершена канонизация иеромонаха Варнавы (Меркулова).

 

 Опытность о. Варнавы граничила с прозрением. Многим беднякам старец помогал, обращаясь к более состоятельным из своих воспитанников. Одним из таких усердных жертвователей на протяжении многих лет оставался известный в те годы петербургский купец Василий Николаевич Муравьёв. Не только частные лица, но и храмы, и монастыри получали от него необходимые средства. Порой через руки старца проходили и весьма значительные суммы, сам же он по-монашески довольствовался малым, будучи необыкновенно воздержанным и в еде, и в одежде.
   Наконец, пришло время ему исполнить и благословение старца Григория. В начале 1860-х гг. в Нижегородской губернии невдалеке от селения Выкса он подыскал уединённое место для закладки нового женского монастыря. Возведение обители с двумя соборами – в честь Святой Живоначальной Троицы и Иверской иконы Божией Матери – потребовало немалых вложений. И снова помощником о. Варнавы в деле устроения нового монастыря стал его духовный сын В. Н. Муравьёв.
   Много сил и трудов о. Варнава положил на создание Иверского женского монастыря. Обитель ведет свою историю с 1863 г., когда здесь в построенной богадельне появились первые насельницы.

 

 

В начале XX века Выксунская обитель стала центром духовного просвещения для всех окрестных жителей, а отец Варнава долгие годы был для её насельниц внимательным духовником. «Кормильчиком» называли его сёстры, «кормильцем» был он и для сотен и тысяч своих духовных воспитанников.
   Старцу Варнаве, подвижнику, пребывавшему в неразвлекаемой молитве, спавшему не более трех часов в сутки при постоянном попечении о людях и о святых обителях, Господь даровал прозорливость в отношении не только отдельных лиц, но и всей России и Православной Церкви.
   В разных концах страны раздавались в те годы предупреждения о наступающих тяжёлых временах. Св. Праведный Иоанн Кронштадтский, старцы Оптиной Пустыни, дивеевские подвижницы прямо и иносказательно обращались к соотечественникам, призывая их соблюдать установления Церкви. К этим «пророкам в отечестве своём», чей голос далеко не всегда бывал услышан, принадлежал и о. Варнава. Он говорил о десятилетиях богоотступничества и гонений на Церковь, но даже в такие моменты ободрял надеждой на последующее возрождение Православия: «Преследования против веры будут постоянно увеличиваться. Неслыханные доныне горе и мрак охватят всё и вся, и храмы будут закрыты. Но когда уже невмоготу станет терпеть, то наступит освобождение. Храмы опять начнут воздвигаться. Перед концом будет расцвет».

 

Дополнительная информация о предмете

* - обязательные для заполнения поля

© Антикварный салон «Оранта», 2019

Популярные разделы сайта: Иконы | Серебро | Фарфор

Яндекс.Метрика

121170, Москва, Кутузовский проезд, д. 6
E-mail: orantashope@gmail.com
Телефоны: +7 (499) 148-49-94
+7 (926) 148-49-94